Приветствие Ассаляму Алейкум – Исламский сонник

0
71

Этимология и важность приветствия в Исламе

Слово «ас-салям», как вы уже наверняка поняли, с арабского языка переводится как: «мир, сохранность, благополучие, здравие». Оно является и одним из 99 прекрасных имён Всевышнего Аллаха, которое означает «Дарующий мир и благополучие», а также «Пречистый, не имеющий никаких недостатков».

Примечательно, что от корня слова «салям» происходят слова «мусульманин», «муслим». Мусульманин, искренне и точно соблюдающий повеления Всевышнего, внушает окружающим ощущение надёжности и безопасности, всеми своими действиями и поступками воплощает здоровый образ жизни, имеет ясный, незамутнённый взгляд на мир, на самого себя.

Тот, кто приветствует салямом другого, как будто говорит: «Я желаю тебе благополучия и здравия от Всевышнего и защиту от всего плохого, негативного». Бесспорно, распространение саляма – одна из важных сунн пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку в нём есть объявление безопасности среди людей.

Салям – это договор мусульман, посредством которого они как бы условливаются между собой, что каждый из них воздержится от посягательства на жизнь, честь и имущество другого. В распространении саляма среди людей есть и разоблачение тех, кто замышляет плохое, тех, кто вышел из подчинения нормам Ислама.

Форма и порядок приветствия

Приветствие может быть как персональной сунной (суннату-айн), например, когда дающий салям один, так и коллективной (суннату-кифая), т. е. сунна может быть исполненной, даже если салям даст всего один человек из всей группы.

В ханафитском же мазхабе салям в некоторых случаях может быть и обязательным, например, всаднику (если переносить на современные реалии, то и тому, кто находится за рулём) при встрече с пешим в безлюдной местности, чтобы тем самым дать понять пешему об отсутствии злых намерений, показать свою доброжелательность.

Форм приветствия две: первая – «ас-саляму ‘алейкум», вторая – «салямун ‘алейкум», то есть без артикля «аль»; первый вид приветствия достойнее второго.

Нежелательно приветствовать такой перефразировкой: «‘алейка-с-салям» и «саляму Ллахи ‘аляйка», потому что эти формулировки приветствия, как правило, употребляются в адрес покойных, а не живых.

Согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабам сунна в приветствии не засчитывается кроме как словами «ас-саляму ‘алейкум» и «салямун ‘алейкум», т. е. во множественном числе, даже если приветствуешь всего одного человека!

Такая формулировка обусловливается тем, что мусульмане приветствуют не только брата по вере, но и приставленных к нему ангелов-хранителей и двух ангелов, ведущих постоянный учёт его деяний (Кирамен кятибан).

Узнайте к чему:  Сонник приснилась кофта во сне к чему снится кофта

В маликитском же мазхабе салям не засчитывается, даже если совсем немного изменить слова приветствия. Например, вместо «ас-саляму аляйкум» сказать «ва салямун аляйкум».

Согласно мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля салям засчитывается и в единственном числе, т.е. словами «ас-саляму ‘алейка».

Отвечать на приветствие является персональной обязанностью (фарз-уль-айн), если поприветствовали одного человека, и коллективной обязанностью (фарз-уль-кифая), если поприветствовали нескольких человек.

В последнем случае, если из всей группы на приветствие ответит лишь один, то обязанность ответить на салям отпадает со всех остальных членов, и тем самым никто из них не впадает в грех. Если же никто не ответит, то все совершат грех и им будет необходимо принести покаяние.

Отвечать на салям необходимо незамедлительно, откладывать же ответ на салям без причины грешно. Ответ должен быть сказан так, чтобы быть услышанным тем, кто приветствовал, в противном случае обязанность ответить на салям не отпадает.

Если поприветствовавший глухой, то на его приветствие надо ответить жестом, шевелением губ, и т. п.

Ответом на приветствие в короткой форме, как уже говорилось выше, является «уа-‘алейкум ас-саля́м», допускается и «салямун ‘алейкум».

Говоря так, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, какое вознаграждение получает мусульманин, когда приветствует своих братьев.

Этика приветствия

Желательно, чтобы слова приветствия были первыми словами при встрече, т.е. именно салямом следует начинать разговор. Приветствовать желательно громко, так, чтобы тот или те, кому обращено приветствие, отчётливо его услышали.

Если оба встретившихся поприветствуют друг друга, то каждому из них надо обязательно ответить на приветствие другого.

Салям желательно давать и членам своей семьи, приветствовать своих домочадцев каждый раз, когда заходишь в дом.

При входе в пустой дом, в котором никого нет, желательно говорить «ас-саляму ‘аляйна ва ‘аля ‘ибадилляхи-с-салихин» (мир и благополучие нам и праведным рабам Божьим).

Рекомендуется, чтобы младший первым приветствовал старшего, всадник – пешего, стоящий – сидящего, малая группа – большую.

Даже если не соблюсти эту желательность, т.е., например, старший поприветствует первым младшего, сунна считается осуществлённой и отвечать на такой салям обязательно, хотя и упускается достоинство рекомендуемого Шариатом порядка.

Салям можно и передавать третьему лицу – но даже на такой салям отвечать обязательно!

Тому, кому передали салям через третье лицо, желательно начать с приветствия тому, кто довёл до него салям, произнеся «ва ‘алейка ва ‘аляйхи-с-салям», что означает «да сохранит и тебя и его Всевышний от всего плохого».

Узнайте к чему:  Сонник купаться в водоеме к чему снятся

Обязательно отвечать и на салям, дошедший посредством письма.

Салям не даётся не мусульманину в такой же форме, в какой мы должны приветствовать мусульман, так как «Салам» – это вид молитвы. Не мусульман приветствуют любым другим способом. Если же не мусульмане приветствует вас формой «Ассаламу алейкум», то достаточно ответить «уа ‘алейкум».

Кого нежелательно или запрещено приветствовать

Мужчине нежелательно приветствовать постороннюю (т.е. брак с которой по нормам Ислама ему не запрещён) женщину, за исключением престарелой или же с неприятной внешностью, не вызывающей дурных помыслов: приветствие их обеих не порицается.

В шафиитском мазхабе положение в отношении приветствия женщины немного отличается. Так, например, мужчине порицается приветствовать молодую женщину, если та одна. Ей же при таких обстоятельствах запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины.

Что же касается близких родственниц, с которыми ему запрещено вступать в брак, то их желательно приветствовать так же, как и других своих домочадцев.

Нежелательно приветствовать находящегося в бане, нагого, того, кто занят чем-нибудь, что может ему помешать ответить на приветствие.

По мнению ханафитских и ханбалитских учёных салям нежелательно давать и читающему Коран вслух, тогда как в шафиитском и маликитском мазхабах вовсе нежелательно приветствовать читающего Коран, даже если он читает его про себя, а также того, кто поминает Всевышнего (читает зикр), молит Всевышнего, читает намаз, ест или пьёт.

Ещё порицается приветствовать изучающего и обучающего религиозным наукам, муэдзина во время оглашения призыва на молитву (азана и икамата), судье во время судебного процесса, лектору во время чтения лекции (проповеди).

В шафиитском мазхабе не порицается приветствовать всех вышеупомянутых, за исключением нечестивца (фасик), открыто совершающего грехи: его приветствовать грешно. С таким нечестивцем можно здороваться лишь в том случае, если при отсутствии приветствия существует реальная угроза здоровью или жизни. Порицается также приветствовать того, кто слушает проповедь.

Всем тем, кого было нежелательно приветствовать, не вменяется в обязанность отвечать на приветствие.

Порицается приветствовать того, кто занимается обучением или слушанием религиозных наук.

Относительно желательности и нежелательности приветствия употребляющего пищу в мазхабах есть расхождения. Так, согласно ханафитскому мазхабу, желательно приветствовать кушающего, если приветствующий и сам рассчитывает пообедать вместе с приветствуемым, в противном случае – нежелательно.

Шафииты говорят, что давать салям обедающему можно, но отвечать на салям не вменяется в обязанность, если принимающий пищу не в состоянии ответить, например, из-за наличия еды в ротовой полости. Маликиты говорят, что не порицается приветствовать обедающего. В ханбалитском мазхабе учёные разошлись на два равнозначных мнения: порицается и не порицается.

Узнайте к чему:  Сонник к чему снится война с немцами

Приветствие детей

Детям, не достигшим половой зрелости, тоже желательно давать салям, дабы тем самым обучить их исламской этике.

Однако несовершеннолетним детям необязательно отвечать на салям, потому что до достижения половой зрелости Шариат на них ничего не возлагает.

Если ребёнок даст салям совершеннолетнему, то последний обязан ответить на салям ребёнка, но лишь в том случае, если ребёнок является мумайизом, т.е., проще говоря, достиг 6-7-летнего возраста.

Если поприветствовали группу совершеннолетних мусульман, среди которых был и несовершеннолетний, и именно он ответит на приветствие – приветствие не засчитывается, ответить на приветствие обязан хотя бы один из совершеннолетних, в противном случае все впадут в грех (за исключением несовершеннолетнего).

Совершеннолетием в Исламе считается подросток, достигший половой зрелости, наступающей с первым семяизвержением у мальчиков и с появлением менструации у девочек, а не с 18-летнего возраста, как думают многие.

Рукопожатие во время приветствия

Рукопожатие при приветствии – одобряемое дело, относящееся к нормам исламской этики и её благородных атрибутов. Рукопожатие – действие, выражающее любовь и уважение между братьями по вере; посредством него пропадает злоба, зависть и неприязнь среди мусульман.

Рукопожатие было довольно распространённым обычаем среди сподвижников Пророка (да будет доволен ими Аллах).

Величайший учёный имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) говорил, что все мусульманские учёные единогласно сошлись на том, что рукопожатие – это сунна.

Пожимать же руку посторонним женщинам запрещено. Один из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит: «Для мужчины лучше, чтобы ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснётся к женщине, которая ему не дозволена!» («Джамиуль-ахадис», № 18237).

В другом хадисе сказано: «Пророк (мир ему и благословение) принимал присягу у женщин на верность, чтобы не придавали Аллаху сотоварища в чём-либо. Айша сказала, что рука Пророка (мир ему и благословение) не коснулась руки женщины, кроме как той, которой он владел» («Муснаду-Ахмад бин Ханбаль»).

В заключение хочется отметить, что мусульмане, приветствуя единоверца в положенной форме, получают двойной саваб (благость Аллаха): один саваб – за то, что приветствуют, второй – за то, что создают условие другому человеку получить саваб, ответив ему тем же самым.

Да поможет нам Всевышний правильно приветствовать друг друга и окружит нас со всех сторон Своей милостью, ведя по прямому (истинному) пути!!!

– Сады праведных. Книга о приветствиях;

– Википедия;

– «Tam İlmihal», M. Sıddık G. İstanbul –1996;

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here